Соглашения ВТО – объемные и сложные, потому что - это юридические документы, охватывающие широкий спектр деятельности. Они охватывают сельское хозяйство, текстильную и швейную промышленность, банковскую сферу, телекоммуникации, государственные закупки, промышленные стандарты и безопасность товаров, правила по пищевой санитарии, интеллектуальную собственность, и другие. Но ряд простых, фундаментальных принципов присутствуют во всех этих соглашениях. Эти принципы являются основой многосторонней торговой системы. 

С течением времени фокус деятельности ОЭСР постепенно расширялся и в него стали попадать контакты со странами, не входящими в Организацию. Целью этих контактов является дальнейшее развитие экономической интеграции за счет обмена опытом между государствами-членами ОЭСР и не входящими в нее странами.

 

Торговля без дискриминации

 

1. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ): равное отношение к людям. В рамках соглашения ВТО страны-члены, как правило, не должны проявлять дискриминацию в отношении своих торговых партнеров. Если вы представили для кого-либо особые преимущества (такие как более низкие таможенные пошлины для одного из их товаров) то вы должны сделать, то же самое для всех других членов ВТО.  Этот принцип известен как режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Данный принцип настолько важен, что является первой статьей Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое регулирует торговлю товарами. РНБ также является приоритетом Генерального Соглашения по Торговле Услугами (ГАТС) (Статья 2) и Соглашения по Торговым Аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Статья 4), несмотря на это в каждом соглашении этот принцип рассматривается немного по-разному. Вместе, эти три соглашения охватывают все три зоны торговли, которые контролируются ВТО.  Допускаются некоторые исключения. Например, страны могут установить соглашение свободной торговли, которое применяется только к товарам, продаваемым внутри группы – проявление дискриминации против товаров извне. Или они могут предоставить развивающимся странам особый доступ на их рынок. Или страна может увеличить барьеры против товаров, которыми, считается, отдельные страны торгуют недобросовестно. Относительно услуг, странам разрешается, в отдельных особых случаях, проявлять дискриминацию. Но соглашения позволяют использовать такие исключения только при строгих условиях. В общем, принцип РНБ означает, что каждый раз, когда страна снижает торговые барьеры или открывает рынок, ей необходимо делать это для тех же самых товаров или услуг со стороны всех ее торговых партнеров – богатых и бедных, слабых или сильных.  

2. Национальный режим: Равное отношение к иностранным и отечественным товарам и услугам. Отношение к импортированным и отечественным товарам должно быть одинаковым – по крайней мере, после поступления иностранных товаров на рынок. То же самое должно применяться к зарубежным и отечественным услугам, зарубежным и отечественным торговым маркам, авторским правам и патентам. Данный принцип национального режима (предоставление одинакового режима чужим как и своему) также указан во всех трех главных соглашениях ВТО (Статья 3 ГАТТ, Статья 17 ГАТС и Статья 3 ТРИПС), хотя, опять же, в каждом из этих трех соглашений этот принцип рассматривается немного иначе. Национальный режим применяется, только когда товар, услуга или субъект интеллектуальной собственности поступил на рынок. Следовательно, наложение таможенных пошлин на импорт не является нарушением национального режима, даже если на отечественные товары не налагается эквивалентный налог.  

 

Свободная торговля: постепенно, посредством переговоров

 

Снижение торговых барьеров является одним из явных способов развития торговли. Рассматриваемые барьеры включают таможенные пошлины (или тарифы) и меры, такие как запреты на импорт или квоты, которые ограничивают объемы избирательно. Периодически также обсуждались другие вопросы, такие как бюрократизм и политика курса обмена. С момента создания ГАТТ в 1947-48 гг. было проведено 8 круглых столов переговоров по торговле. В настоящее время в рамках Повестки дня развития, принятой в городе Доха, проводится девятый раунд переговоров. В первую очередь обсуждалось снижение тарифов (таможенных пошлин) на импортируемые товары. В результате переговоров, к середине 90-х годов уровни тарифов промышленных стран на промышленные товары стабильно снижались до менее чем 4%. Но к 1980 гг. охват переговоров расширился до нетарифных барьеров на товары, а также до новых сфер, таких как услуги и интеллектуальная собственность.Открытие рынков может быть выгодно, но также требует адаптации. Соглашения ВТО позволяют странам вносить изменения постепенно, посредством «прогрессивной либерализации». Развивающимся странам обычно дается больше времени для выполнения своих обязательств.   

 

Предсказуемость: через обязательства и транспарентность

 

Иногда, обещание не увеличивать торговые барьеры также важно, как и их снижение, потому, что обещание дает предпринимателям более ясное понимание их будущих возможностей. Стабильность и предсказуемость способствует инвестициям, созданию рабочих мест, в то время как потребители могут полностью пользоваться преимуществами конкуренции – выбором и более низкими ценами. Многосторонняя торговая система – это попытка государств создать стабильную и предсказуемую среду в сфере предпринимательства. 

 

Круглый стол переговоров в Уругвае повысил обязательства



Процентное соотношение связанных тарифов до и после переговоров в 1986-94 гг.



  До После
Развитые страны 78 99
Развивающиеся страны 21 73
Страны с переходной экономикой 73 98



(Это тарифные позиции, поэтому процентное соотношение не отягощено согласно объему торговли или стоимости)

 

В ВТО, когда страны соглашаются открыть свои рынки для товаров и услуг, они "связывают" свои обязательства. Относительно товаров, эти связывания представляют собой потолок по уровням таможенных тарифов. Иногда страны облагают импорт ставками ниже связанных ставок таможенного тарифа. Часто это происходит в развивающихся странах. В развитых странах фактически установленные ставки и связанные ставки, как правило, одинаковые. Страна может поменять свои обязательства, но только после переговоров со своими торговыми партнерами, что может означать компенсацию им убытков от торговли.  Одно из достижений Уругваиского раунда многосторонних торговых переговоров стал рост объема торговли при связанных обязательствах (см. таблицу). В сфере сельского хозяйства, 100% товаров на данный момент имеют связанные тарифы. Результат всего этого: существенно более высокая степень рыночной безопасности для продавцов и инвесторов. Система пытается улучшить предсказуемость и стабильность и другими способами. Один способ – отказаться от использования квот и других мер установления ограничений на объем импорта – регулирование квот может привести к большему бюрократизму и обвинениям в ведении несправедливой игры. Другой способ – сделать правила торговли стран как можно более понятными и общедоступными ("прозрачными"). Многие соглашения ВТО требуют, чтобы государства раскрыли свою политику и практику публично внутри страны или уведомляли ВТО. Регулярный контроль над национальной торговой политикой через Механизм обзора торговой политики обеспечивает дальнейший способ для содействия прозрачности на внутреннем рынке и на многостороннем уровне.

   

Продвижение добросовестной конкуренции

ВТО иногда описывается как институт «свободной торговли», но в целом это не совсем точно. Система позволяет применение тарифов, и в отдельных оcобых случаях, другие формы защиты. Если более точно, это система правил, направленная на открытую, справедливую и не искаженную конкуренцию.  Правила не дискриминации – РНБ и национальный режим – предназначены для обеспечения справедливых условий торговли. Также как и правила в отношении демпинга (экспорт по более низкой стоимости для захвата доли рынка) и субсидий. Вопросы являются довольно сложными, в то время как правила пытаются установить – что справедливо, а что не справедливо, и как государства могут реагировать, в особенности устанавливая дополнительные импортные пошлины, которые рассчитываются в целях компенсации ущерба, вызванного несправедливой торговлей. Многие другие соглашения ВТО нацелены на поддержку справедливой конкуренции: в сфере сельского хозяйства, интеллектуальной собственности, услуг, например. Соглашение по государственным закупкам ("плюрилатеральное" соглашение, потому что подписано только несколькими государствами-членами ВТО) распространяет правила конкуренции на закупки среди тысячи государственных органов во многих странах. И так далее.

    

Продвижение развития и экономической реформы 

Система ВТО вносит вклад в развитие. С другой стороны, развивающимся странам необходима гибкость во времени для исполнения соглашений системы. В то же время, сами соглашения содержат ранние положение ГАТТ, которые допускают особую помощь и торговые концессии для развивающихся стран.  Более трех четвертей стран-членов ВТО – развивающиеся страны и страны в процессе перехода к рыночной экономике. За период 7,5 лет Уругвайского раунда переговоров, более 60 из этих стран самостоятельно выполнили программы торговой либерализации. В то же время, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой были более активны и влиятельны в Уругвайском раунде переговоров, чем на каких-либо других раундах, и они проявили еще большую активность при обсуждении в текущей Повестке дня развития, принятой в Дохе. В конце Уругвайского раунда переговоров развивающиеся страны были готовы взять на себя большую часть обязательств, требуемых от развитых стран. Но соглашения предоставили им переходный период для адаптации к более незнакомым и возможно сложным условиям ВТО – особенно для наиболее бедных и «наименее развитых» стран. Министерское решение, принятое в конце раунда гласит о том, что более развитые страны должны ускорить исполнение обязательств по доступу на рынок по товарам, экспортируемым наименее развитыми странами, а также обращается с просьбой об увеличении для них технической помощи. Недавно, развитые страны начали выдавать разрешение на беспошлинный и безквотный импорт, почти по всем товарам, поставляемым из наименее развитых стран. ВТО и ее члены все еще многому учатся. В рамках текущей Программы Развития в Дохе содержатся вопросы развивающихся стран о трудностях, с которыми они сталкиваются при исполнении соглашений Уругвайского Раунда.

 

http://wto.gov.kz/ru/wto/whatiswto/Trade_principles/